Постановка на учет ранее учтенных объектов недвижимости с одновременной регистрацией  ранее возникшего права

 

С 29 июня 2021 года  Федеральным законом от 30.12.2020 № 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в  законодательство о государственной регистрации недвижимости в отношении ранее учтенных объектов недвижимости.

Указанный закон призван ускорить процесс актуализации сведений в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

В частности статья 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дополнена нормой следующего содержания: «Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи (ранее учтенные объекты недвижимости), также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в ЕГРН в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости».

В случае если лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.

Таким образом, внесение сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости без одновременной подачи собственником имущества заявления на регистрацию права стало невозможным.

 


 

 

Почему важно регистрировать недвижимость и земельные участки в ЕГРН?

 

На вопрос отвечает начальник отдела регистрации земельных  участков Управления Росреестра по Томской области Анастасия Юркевич: «Для каждого из нас недвижимость - один из самых ценных объектов гражданских прав. Права на недвижимое имущество и сделки с ним затрагивают интересы почти всех граждан и юридических лиц.
Для чего нужна регистрация права собственности на недвижимость? А нельзя ли как-нибудь обойтись без неё? Такими вопросами задаётся большинство граждан, уверенных в том, что регистрация прав необходима государству для сбора налогов.

Каковы же основные причины, по которым государственная регистрация прав на недвижимость является необходимой?

Во-первых, для защиты прав, ведь возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество происходит лишь с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), если иное не установлено законом (для ранее возникших прав). Именно с этого момента новый собственник может осуществлять правомочия владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом (продавать, дарить, отдавать в залог, в аренду, передать по наследству и т.д.).

Во-вторых, государственная регистрация - единственное доказательство существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке.

В-третьих, земельные участки, поставленные на кадастровый учёт до 1 марта 2008 года (ранее учтённые земельные участки), могут быть сняты с государственного кадастрового учета в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

В-четвёртых, отсутствие в ЕГРН сведений о правах в отношении объектов капитального строительства в течение 5 лет со дня присвоения им кадастровых номеров влечёт обязанность органа регистрации прав по истечении указанного срока направить сведения о таких объектах в органы местного самоуправления, которые в свою очередь могут поставить указанные объекты на учет в качестве бесхозяйных, а в последующем признать права на них.

В-пятых, в случае если объект недвижимости был поставлен на кадастровый учёт до 01.01.2017, и права на него не были зарегистрированы, сведения ЕГРН о таком объекте носят характер «временных». Если права на такие объекты не будут зарегистрированы до 01.03.2022 года, сведения о них могут быть аннулированы и исключены из ЕГРН. Это означает, что для целей регистрации прав на недвижимость правообладателю придётся обращаться повторно к кадастровому инженеру для оформления необходимых документов, обращаться с заявлением о постановке объекта на кадастровый учет и о регистрации прав в орган регистрации прав.

В-шестых, наличие зарегистрированного права собственности на объекты недвижимости является необходимым условием предоставления компенсационных выплат в случае утраты объектов недвижимости в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий, а также в ситуациях резервирования земель государством для строительства на них социально значимых объектов. В случае отсутствия зарегистрированного права на недвижимость получить компенсацию за незарегистрированный дом, гараж практически невозможно.

В-седьмых, много вопросов возникает после смерти правообладателя. Не успев оформить имущество при жизни, такой наследодатель перекладывает данную необходимость на близких. А сразу оформить (исправить) документы всегда лучше, чем по истечении времени. Люди, сталкивающиеся с оформлением наследства, знают, что данный процесс облегчается, когда у умершего всё оформлено надлежащим образом.

Приведённые выше причины являются существенными, и заставляют задуматься над тем, чтобы своевременно оформить свои права на имеющиеся объекты недвижимости в установленном законом порядке, чтобы в дальнейшем избежать возможных неприятностей. На территории Томской области орган, осуществляющий функции по государственной регистрации прав и кадастровому учёту - Управление Росреестра по Томской области».

 


 

Обязанности правообладателей земельных участков

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом, федеральными законами.

Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, это использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Например, если вам принадлежат на праве собственности земельные участки с разрешенным видом использования: под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС), то на данных земельных участках должны стоять жилые дома и использовать земельные участки можно для строительства жилых домов и обслуживания этих домов. А если вы на таких земельных участках построили магазин или используете свои жилые дома под магазин, то усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению).

Чтобы не допустить данное нарушение, необходимо:

- использовать участок в соответствии с целевым назначением.

- сведения о целевом назначении земельного участка содержатся в ЕГРН и в правоустанавливающих документах на земельный участок. Информацию можно получить путем запроса выписки из ЕГРН, а также посмотрев свои правоустанавливающие документы на земельный участок.

- любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается правообладателем самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Также если вам принадлежат на праве собственности земельные участки с видом разрешённого использования «для индивидуального жилищного строительства (ИЖС)», то вы должны приступить к использованию таких земельных участков по целевому назначению, то есть освоить данные земельные участки (получить разрешение на строительство и приступить к строительству индивидуальных жилых домов на данных земельных участках) в течение трёх лет с момента, когда стали собственниками земельных участков. А если с момента возникновения права собственности на земельные участки прошло более трёх лет и не предприняты меры по использованию земельных участков в соответствии с видом разрешённого использования, то вы нарушаете ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 284 Гражданского кодекса РФ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Обращаем внимание, что все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений, следует принимать заблаговременно до осуществления контрольных мероприятий.

 

 


 

 

Как узнать о степени секретности результатов геодезических и картографических работ?

 

На вопрос отвечает главный специалист-эксперт отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Томской области Татьяна Крупиненко: «Субъекты геодезической и картографической деятельности могут столкнуться с требованием заказчика о проведении экспертизы результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну. Подготовка таких заключений осуществляется Росреестром и его территориальными органами.

С 13 июня 2021 года вступил в силу приказ Росреестра от 29.12.2020 № П/0496 «Об установлении Порядка подготовки заключений о наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну».

Как следует из Порядка, экспертиза результатов геодезических и картографических работ на предмет наличия в них сведений, составляющих государственную тайну, должна проводиться на основании заявления, представленного заявителем. К заявлению должны быть приложены копии результатов геодезических и картографических работ на бумажном или электронном носителе.

Срок рассмотрения заявления составляет 40 календарных дней, после чего в адрес заявителя направляется уведомление о наличии (отсутствии) в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну.

При наличии в результатах геодезических и картографических работ сведений, составляющих государственную тайну, дополнительно подготавливается заключение о степени секретности сведений, содержащихся в результатах геодезических и картографических работ.

За информацией по данному вопросу можно обратиться в Управление Росреестра по Томской области по телефону 8 (3822) 51-36-22».

 

 


 

Порядок предоставления материалов и данных из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства

 

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области осуществляет оказание государственной услуги по предоставлению в пользование заинтересованным лицам документов государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства (далее - ГФДЗ), и информации о таких документах в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Минэкономразвития от 14 ноября 2006 г. № 376 (далее - Административный регламент).

К документам ГФДЗ отнесены: материалы геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, оценки качества земель, инвентаризации земель; тематические карты и атласы состояния и использования земель; генеральная схема землеустройства территории Российской Федерации; схема землеустройства территорий субъектов Российской Федерации; схема землеустройства муниципальных образований и других административно-территориальных образований; схемы использования и охраны земель; проекты территориального землеустройства; материалы межевания объектов землеустройства; карты (планы) объектов землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; проекты улучшения сельскохозяйственных угодий; проекты освоения новых земель; проекты рекультивации нарушенных земель; проекты защиты земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

Согласно Административному регламенту для получения информации, содержащейся в ГФДЗ, любое заинтересованное лицо может в заявительной форме запросить землеустроительную документацию, которая имеет открытый общедоступный характер.

  Для получения необходимой информации из ГФДЗ при обращении лично, либо почтовым отправлением необходимы следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия заинтересованного лица (доверенность).

Документы ГФДЗ, носящие открытый общедоступный характер, предоставляются заинтересованным лицам без права их выноса из помещений. Выписки и выкопировки из документов ГФДЗ производятся пользователями самостоятельно в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня принятия заявления. При этом можно запросить за один раз не более десяти документов. В случае обращения по почте заявителю направляются копии документов ГФДЗ в течение 15 дней со дня получения заявления.

Для получения документов из ГФДЗ, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении лично, либо почтовым отправлением дополнительно к вышеуказанным документам предъявляют оригинал документа, дающего право на получение документов ГФДЗ, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен.    

Сотрудник, осуществляющий прием заявлений, вправе отказать заинтересованному лицу в приеме заявления в случае наличия в заявлении и прилагаемых к нему документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствия документа, удостоверяющего личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя.

Данная государственная услуга предоставляется бесплатно.

Подробную информацию можно получить по телефону: 8(3822) 513022.

Адрес для отправки заявления по почте: 634003, г. Томск, ул. Пушкина, д. 34/1.

 


 

 

Как получить услуги Росреестра за 1 день

 

Управление Росреестра по Томской области напоминает получателям услуг о том, что по Приказу руководителя Управления все заявки о совершении регистрационных процедур, поступившие в электронном виде, рассматриваются в течение 24-х часов.

«Сегодня существует возможность получить любую из услуг с недвижимостью за 24 часа по документам, направленным в электронном виде, чем многие уже воспользовались. Постановка на кадастровый учет, регистрация права собственности, договоров ипотеки, и еще десятки процедур в этой сфере проводятся теперь проще и быстрее», - сообщила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.

Росреестр создаёт современную цифровую инфраструктуру. Онлайн-сервисы экономят время, гарантируют быстрый доступ к актуальной информации. Мы идём в ногу со временем и делаем всё, чтобы получателям услуг с недвижимостью было легко и просто реализовать задуманное. Пользуйтесь услугами Росреестра в электронном виде на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru) через универсальный сервис «Личный кабинет», а также иными авторизированными сервисами.

 


 

 

Итоги рассмотрения обращений в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости за 2021 год

 

В 2021 году в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, созданную  в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.11.2012 № П/550 при Управлении Росреестра по Томской области (далее – комиссия), поступило 407 заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее  – заявление) в отношении 513 земельных участков и 9 объектов капитального строительства.

Преобладающим основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в комиссии является установление рыночной стоимости объектов недвижимости (99,8% заявлений, поступивших в комиссию).

Количество поступивших заявлений в комиссию в 2021 году на 81 % больше аналогичного периода 2020 года (224 заявления), а также больше ежегодного, начиная с 2015 года,  поступления заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением количества поступивших заявлений в 2016 году (486 заявлений).

Рост количества направляемых в комиссию заявлений объясняется тем, что в связи с внесенными изменениями в Закон об оценочной деятельности кадастровая стоимость объекта недвижимости с 11.08.2020 стала применяться для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В настоящее время в комиссии в соответствии с действующим законодательством возможно оспорить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения до момента внесения в ЕГРН результатов очередной государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с периодичностью, установленной Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», государственная кадастровая оценка земельных участков всех категорий должна быть проведена в 2022 году во всех субъектах Российской Федерации. 

В отчетный период заявителями в комиссию в большинстве случаев (85% от обратившихся) были собственники объектов недвижимости, которые несут налоговую нагрузку (347 заявлений). Арендаторы, у которых арендная плата за земельные участки рассчитывается от кадастровой стоимости, обратились в Комиссию с 45 заявлениями (11% обратившихся). Заявители, которые выкупают в собственность земельные участки, направили в комиссию 15 заявлений (4% обратившихся).

Большинство заявлений (73%) направлены в комиссию на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории г. Томска.

В 2021 году с заявлением в комиссию обратились:  физические лица - 189 заявителей (47% обратившихся в комиссию) в отношении 234 земельных участков и 2 объектов капитального строительства, юридические лица и органы государственной власти –  218 заявителей (53% от обратившихся в комиссию) в отношении 279 земельных участков и 7 объектов капитального строительства.

По 71 заявлению, поступившему в комиссию  в 2020 году, отказано в приеме к рассмотрению (18% от общего количества заявлений), в частности в связи с некомплектом документов, приложенных к заявлению, либо кадастровая стоимость объектов не подлежит рассмотрению в комиссии. 3 заявления отозваны заявителями.

В 2021 году проведено 19 заседаний комиссии, на которых рассмотрено 327 заявлений в отношении 418 земельных участков. Все заявления рассматриваются комиссией в течение одного месяца с даты их поступления.

По итогам рассмотрения комиссией отклонено 74 заявления (23% от общего количества рассмотренных заявлений), определена кадастровая стоимость в размере рыночной стоимости по 253 заявлениям (77% от общего количества рассмотренных заявлений). Основной причиной, по которой отклоняются заявления, является нарушение требований законодательства об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки при подготовке отчетов об оценке рыночной стоимости.

Суммарная величина кадастровой стоимости объектов недвижимости (до оспаривания и после оспаривания) снизилась на 45,6%  с 9,6 млрд. рублей до 5,2 млрд. рублей.

Комиссия при Управлении Росреестра по Томской области работает уже восьмой год. За весь период работы, начиная с 2015 года по настоящее время, в комиссию поступило 2567 заявлений о пересмотре кадастровой стоимости в отношении 3064 земельных участков и 42 объектов капитального строительства.

 

 

Просмотров: 933
Источник: Управление Росреестра по Томской области